Читается как комедия Подписчики самостоятельно почитали про христиан Кералы и сообщают, что в классификации местных церквей невозможно разобраться на трезвую голову. Отвечаем - вполне возможно, сейчас мы проведём краткий ликбез по "христианам святого Фомы". Итак, когда-то очень-очень давно все христиане Кералы (Малабарского берега) были несторианами и подчинялись католикосу-патриарху Церкви Востока в Селевкии-Ктесифоне. Связи с единоверцами слабели, после походов Тамерлана и вовсе прервались, а тут в Индии как раз появились португальцы. Малабарские христиане легко согласились на унию с Римом, но быстро выяснилось, что уния подразумевает много неожиданных вещей - богослужение на латыни, упразднение "еретических" обрядов и традиций, подчинение епископам из Европы и инквизицию для особо строптивых. Всё это терпели до тех пор, пока португальцы были в силе, но к середине XVII века ситуация изменилась. 3 января 1653 года представители индийского духовенства и мирян собрались в Церкви Девы Марии в Маттанчери, рядом с которой был установлен один из самых древних и почитаемых крестов и принесли на нём клятву "не подчиняться римской церкви и не принимать от франков епископов". Португальские епископы в Гоа уже не могли покарать раскольников военной силой, к "клятве креста Кунан" присоединялись всё новые и новые общины, единство христиан Кералы закончилось. Кто же существует сейчас? 1) Сиро-Малабарская католическая церковь - после "клятвы креста Кунан" Рим учёл ошибки и предложил унию на самых выгодных условиях - сохранение "литургии Мар Аддаи" и сирийского языка в богослужении, отмена целибата, епископы из местных уроженцев, полная административная автономия. Очень многие христиане на таких условиях вернулись в унию. Сейчас Сиро-Малабарская церковь является самой большой христианской деноминацией Кералы - более 2,5 миллионов человек только в этом штате. Верховный архиепископ церкви традиционно входит в состав коллегии кардиналов. 2) Маланкарская сиро-яковитская православная церковь - часть мирян и священников, принесших "клятву креста Кунан", не собиралась возвращаться к католикам ни на каких условиях и решила восстановить связи с восточными церквями. Найти преемников католикосов Церкви Востока так и не удалось, зато в Сирии нашёлся яковитский патриарх. В яковитскую церковь индийцы и вступили, как-то незаметно превратившись из несториан в монофизитов. Католикос церкви проходит интронизацию в Дамаске, но на деле сирийцы в индийские дела практически не вмешиваются. Верующих в Керале около полумиллиона. (слово "Маланкара" в названии церкви отсылает к полумифическому населённому пункту, где апостол Фома начал свою проповедь в Индии) 3) Маланкарская православная сирийская церковь, также известная как "Индийская православная церковь" - в начале XX века части христиан-монфизитов стало непонятно, почему они подчиняются какому-то там Дамаску. В 1912 году порвали связи с Сирией и заявили, что в Индии теперь есть собственная автокефальная церковь. В плане догматическом ничем не отличаются от тех, кто сохранил литургическое общение с яковитским патриархом. Верующих в Керале тоже примерно полмиллиона. 4) Сиро-маланкарская католическая церковь - Рим не оставлял попыток как-то вернуть ушедших после "клятвы креста Кунан" и в 1930 году это удалось. На фоне раскола между автокефалистами и сторонниками Дамаска несколько епископов решили войти в унию с католиками. Но не в старую унию входить, а сделать для себя новую, отдельную. Сиро-маланкарская католическая церковь отличается от Сиро-малабарской католической церкви обрядом - во второй он восточно-сирийский (халдейский), а в первой западно-сирийский, позаимствованный у яковитов. Верующих в Керале примерно 400 тысяч. (Уф, а это ведь далеко ещё не всё....)

Теги других блогов: раскол христианство Керала